Онлайн консультации EXPERTUS.SU

Архетип Деметры

 
Есть вопрос? Задайте его эксперту в областиВаш вопрос эксперту в области  !

Архетипические технологии - Деметра

ДеметраНепроработанный архетип — это образ бессознательного, которого мы боимся, избегаем и который никогда не даст человеку быть полностью счастливым. Условно такое состояние можно назвать долгом, поскольку оно вызывает примерно такой же спектр эмоций, как и самый обычный долг перед кем-то или чем-то. Что-то, что нужно вернуть, а это не даёт покоя. Это чувство неполноценности может вызывать дискомфорт, а может стать причиной для возникновения внутреннего конфликта. Уже за тем появятся и симптомы какого-то психического расстройства. Чем более силён и значим архетип, тем серьёзнее человеческие проблемы.

Одним из таких является тот, который классики — К.-Г. Юнг и Э. Нойман назвали архетипом Деметры. Это одно из выражений Великой Матери — глобальной силы, женского начала, что вызывает ужас даже в своей доброте. Более значимым этот термин был бы для представителей западной культуры всего 19-го и начала 20-ого века, когда люди Запада во многом воспитывались на античной мифологии. Сейчас имя богини не вызывает нужных для понимания ассоциаций в России и Европе, поэтому попробуем восстановить их по общим признакам.

Эта сила, которую метафорически можно было бы сравнить с космическим комитетом солдатских матерей. В обыденной практике такие создаются для защиты призывников от дедовщины, отправки в горячие точки и другого произвола. Делают их матери, но в такой деятельности они сами на себя не похожи. Они превращаются в юристов, правозащитников, даже скандалисток. В глазах всегда можно найти какой-то нездоровый блеск. Они готовы на всё и часто защищают чужих детей с такой же активностью, как и своих. Далеко не случайно многие судебные процессы они на самом деле выигрывают. При этом доводят дела до того, что кто-то отправляется в места не столь отдалённые. Жалость и сострадание к обидчикам они почти никогда не испытывают. Это одна из форм выражения данного архетипа.

Другая в том, что Деметра намного более управляема, чем это можно было бы предположить. Если архетип детерминирует в сознании женщины, то достаточно ей намекнуть на то, что полы не помыты, а рубаха не поглажена, как она уже в работе. Однако сила столько велика, что без дела не останется и муженек. Она умудрится заставить действовать и самого ленивого любителя просмотра футбола с газетой в руках.

Разумеется, женский род богини вовсе не говорит о том, что сила может проявляться только в женщинах. Просто с женщинами она проще находит общий язык. В мужчинах этот архетип выразится в том, что даже одинокий человек будет сам придумывать себе обязанности и находить успокоение только после того, как они выполнены. Это одна из вспомогательных функций. Активность архетипа может быть заметна в поведенческих факторах таким образом. Если человек искренне считает, что удовольствие нужно заслужить, то это работа Деметры. Нет бы просто так купить попкорн и посмотреть кино. Деметра заставит выполнить какое-то действие и убедит, что ещё больше удовольствия будет, если заслужить удовольствие. Вскопал огород, покрасил забор — вот тогда кино с попкорном будет «вкуснее».

На более глубоком уровне Деметра контролирует целостность внутреннего мира, души. Она плачет, если в душе какой-то непорядок. Можно с вероятностью в 99,9% утверждать, что любые симптомы любого шизоидного расстройства связаны с тем, что архетип Деметры у человека не просто не проработан, не просто «завис» какой-то должок, а вообще случилась «авария».

Вот несколько более скромных вариантов выражения одержимости этим архетипом:

  1. Навязчивая материнская любовь. К сожалению, таковая может иметь и форму патологии. Тогда мать буквально преследует своих взрослых детей. Не просто пытается их контролировать, но в прямом смысле следит за ними, вмешивается во все дела.
  2. Чрезмерная тяга к окружению детей комфортом на бытовом уровне. Мать может испытывать соматические боли и что-то подобное, если ей кажется, что ребёнок не покушал. Хотя ему давно за 20 лет и он вполне сыт.
  3. Мать не просто видит своих взрослых детей маленькими, но даже пытается покупать для них вещи меньших размеров. На каком-то уровне мышления она убеждена в том, что сыну нужна обувь 40-го размера, потому что видит его учеником 9-го класса.

В одном из мифов Деметра пытается сделать чужого ребёнка бессмертным и для этого держит его в огне. Однако пришла мать и вырвала того из пламени. Тогда ребёнок скончался. У Деметры получилось бы сделать Демофоонта, как звали младенца, бессмертным на самом деле, но она переступила допустимый предел. А выразилось это в том, что реальная мать восприняла действия в качестве насилия. Это значит, что сама по себе Деметра пределов не осознаёт. И в этом её сила, в этом же и пагубность.

Строить отношения с этим архетипом сложно, но всё полезное даётся с трудом. Архетипическая терапия даёт нам главное преимущество — можно работать не с симптомами, а с выражением мифопоэтического воображения, на уровне вивификации образа. В конечно итоге наша задача пробраться от «эго» к самости. Вся проблема в том, что непроработанный архетип этого сделать и не даёт. В результате человек остаётся на слишком земном уровне.

В этом контексте магический театр, как метод психотерапии, или, если угодно, самосовершенствования, позволяет увидеть выражение Великой Матери таким, какое оно предстанет. Человек сам обозначит то, какой архетипический долг существует на самом деле и связан именно с Деметрой.

В момент формирования вопроса и его проработки на различных уровнях участники театра вступают в контакт с самостью и получают возможность «выправить» проблемы, которые существуют на уровне субличностей. Конечно, у каждого они свои, но рассматривая какие-то частные все участники решают одну основную, общую — очищать и развивать каналы собственной души.

Рассказы о том, что каждый человек обязан любить свою мать хороши для личностей, не встречавших реальных противоречий психологического плана. Нет никаких обязанностей по отношению к любви. Нельзя любить из-за долга. Это чувство или возникает, или нет. Его отсутствие — большая проблема, которая не связана с личностью человека. Суть терапии в таком случае — это построение новых связей с архетипом, работа с ним на уровне вопросов и ответов.

Какими будут вопросы, что узнает спрашивающий? Ответ на этот и подобные вопросы придёт в ходе практики. И мы можем лишь надеяться на то, что он будет положительным.

Владимир Версагов